Неспешное движение дистанционного обучения!


Не смотря на то, что e-learning становится всё более популярным в сфере образования, многие учебные заведения позиционирующие себя, как передовики дистанционного обучения, к сожалению используют его очень примитивно. Всё сводится к банальному изложению лекций на сайте и проверку "полученных знаний" с помощью теста. Своё виденье причины такой организации e-learning я попытался изложить в виде схемы приведенной ниже.
На этом рисунке преподаватель, как правило, мало осведомленный о возможностях e-learning, приносит в технический отдел лекционный материал своего курса и на этом этапе считает, что выполнил свою задачу. В свою очередь специалисты технического отдела, не являясь педагогами, не имея ни малейшего представления о сути полученного курса, практически без изменений размещают материал. В итоге студенты проходящие обучения остаются недовольны ни формой организации обучения, ни качеством знаний. А если ещё учитывать тот факт, что весь этот процесс навязывается кем-нибудь "сверху", а не является инициативой преподавателя, то ситуация усугубляется вдвойне.
Я не утверждаю, что так происходит повсеместно, однако те курсы с которыми доводилось работать, а также многочисленные отзывы коллег, оставляют желать лучшего.
Для качественной организации, и это, мне кажется, понимает каждый, необходимо чтобы преподаватели и технари работали единой командой.
Вопрос в том, кто должен входить в эту команду? Привлекать существующих специалистов по e-learning (педагогов дизайнеров, кураторов содержания)? Формировать свою команду из актива сотрудников? Или пытаться донести до всего коллектива важность и ценность e-learning, ведь это будущее образования.

Комментарии

  1. На первой иллюстрации видно, что нарушается один из основных принципов обучения - двусторонность, нет обратной связи с преподавателем.
    Это возможно только в отведенные часы, предварительно договориться по телефону, и преподаватель удивленно на вас смотрит - что же вы от него хотите? ведь конспект лекций на сайте!

    ОтветитьУдалить
  2. Сегодня специалист в предмете должен сам осваивать передовые образовательные технологии, включая ИКТ, и не нести свой контент в технический отдел, а сам создавать курс (а лучше - вести семинар в веб в прямом взаимодействии со студентами).
    Беда, что образовательный процесс в России все еще строится "от преподавателя", тогда как сегодня есть обширные возможности учащимся искать лучших Учителей, создавать с ними в Сети постоянные связи, взаимодействовать в интерактивном, а не информационном режиме.

    Будущее - за ПАРТНЕРСТВОМ "специалист-учащийся", где все участники взаимно обогащают друг друга (без посредничества техников ИКТ). Так были выстроены отношения в Вебинаре 1302 - http://www.openclass.ru/node/341677

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это совершенно правильный подход. Так и должно быть. Мы, скорее всего призваны студента научить учиться, в первую очередь.

      Удалить
  3. Дмитрий, я на 100% процентов согласна с вашими выводами. Наблюдаю в нашем вузе то же самое. Можно сказать, вы выразили мои мысли. Все совершенно правильно. Преподаватели либо не сведущи в области е-learning, либо не хотят. А все остальное делается для галочки. Сущности никто не видит и не хочет вникать.

    ОтветитьУдалить
  4. Большое спасибо всем за отзывы, мне было очень важно узнать как обстоят дела с e-learning в других учебных заведениях, и какое виденье процесса у ведущих специалистов в этой области.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий